Новым главным раввином КЕРООР будет женщина ?

Опубликовано в газете «Еврейское слово» в №18(141) за май 2003 г.

Вопрос, вынесенный в заголовок, воспринимается дико только на первый взгляд. Если присмотреться к структуре КЕРООР, то можно увидеть весьма любопытные явления. Половину, если не больше, в ней составляют общины реформистского направления, называющие свое движение современным иудаизмом, относящиеся к Всемирному совету прогрессивного иудаизма, которые с традиционным иудаизмом объединяет только название. Строго говоря, это «авода зора», идолопоклонство, причём в качестве идола выступает сам прихожанин, его животное начало. Сложившаяся религиозная (точнее – антирелигиозная) практика этого движения не признаёт Тору как закон и считает необязательным для еврея соблюдение заповедей, в том числе обрезания, шабата, кашрута, еврейского воспитания, окунания в микву, молитвы на иврите, изучения Торы и т.д. Также разрешается получение документа «раввина» и «кантора» гомосексуалистам, женщинам (в том числе лесбиянкам), неевреям (по матери), трансвеститам и прочим желающим. По своей сути они уже перешли грань, отделяющую направление внутри иудаизма от вновь образовавшейся конфессии, в своё время этот путь прошли первые христиане.

Общеизвестно, что еврейские движения нетрадиционной религиозной ориентации (реформистские, консервативные, современные и т.д.) появились в России в основном 20 лет назад с запада, и до этого их здесь не было. Отношение ортодоксального (тогда ещё) раввината в хоральной синагоге на ул. Архипова к непрошеным гостям было настороженно-враждебным. В качестве примера можно вспомнить историю с попыткой получения в 1991 году обманом реформистской общиной «Гинейни» (З.Л.Коган) здания синагоги на Б. Бронной, д.6, в этом конфликте А.С.Шаевич был на стороне ортодоксальной (хасидской) общины. Спустя два года глава раввинского суда СНГ рав Пинхас Гольдшмит, рассматривая в своей книге «Зикарон бе-сэфер» (стр. 50) возможность вызова к Торе реформистского раввина пишет:

«Но даже если большинство народа – люди необразованные и могут считаться нарушающими по ошибке, реформистские раввины не таковы и должны рассматриваться как подстрекатели к отказу от веры, знающие, Кто их Творец, и сознательно восстающими против Него. Он и приехал сюда только для того, чтобы создавать реформистские общины! И поэтому, несомненно, оскорбление для Торы и для синагоги, а также для собравшихся на молитву оказать уважение подобному человеку, вызвав его к Торе. И если мы не возразим против этого, возможно, они сделают вывод, что и такие люди называются в Израиле раввинами ».

С течением времени по мере нарастания активной деятельности лидера хасидского направления ХАБАД, рава Берла Лазара, руководство раввината (г.г. Шаевич А.С. и П. Гольдшмит) стали видеть в нём конкурента и начали искать союзников, в том числе и среди реформистов. В результате был задуман КЕРООР как организация, формально объединяющая всех от ВААДа до ХАБАДа. Однако фокус не вышел, руководство хабада в соответствии с алахой не пошло на сотрудничество с реформой, так как это запрещено раввинами ещё сто лет назад.

При создании КЕРООР его основатели умышленно обошли в уставе требование о соблюдении алахи, заменив его на аморфное упоминание принципов иудаизма. Подобная всеядность в религиозных вопросах опасна, т.к. формально в состав КЕРООР могут быть приняты даже организации «евреев за Иисуса», подходящие по критериям национальности и религиозности. Это позволило ввести в руководство КЕРООР лидера реформы З.Л.Когана, известного тем, что в 1991 году хоронил еврея в шабат на христианском кладбище, принять в его состав все немногочисленные тогда еще реформистские религиозные группы, при поддержке раввината зарегистрировать их как религиозные организации по закону («О свободе совести и религиозных объединениях») 1997 года. Юридическая практика показывает, что без справки о вхождении в КЕРООР зарегистрировать на местах реформистские общины по этому закону практически невозможно.

Современный (прогрессивный) иудаизм фактически стал отдельной конфессией, не является традиционной религией для России и нет мест, где такие общины существовали бы до 1982 года (не менее 15 лет по закону). Таким образом без прямой поддержки раввината создать на местах структуру реформистских общин, прямо противостоящих ортодоксальным, в первую очередь хабадским, было бы невозможно. Формально, пуская реформу в синагогу, рав П.Гольдшмит с согласия рава Эльяшева руководствовался теорией управляемого сдерживания реформы, однако не учел, что любая клипа (нечистота) всегда занимает всё свободное место и стремится занять ещё.

Джин был выпущен из бутылки. Талант, наглость и пробивную способность З.Л.Когана явно недооценили. Получив офис в хоральной синагоге, доступ к ресурсам КЕРООР, право высказываться от лица еврейской общины, проход в высокие кабинеты и полную поддержку, что бы он ни делал, преподобный отец Зиновий разошелся не на шутку. В результате был создана сеть реформистских общин в городах, зарегистрировано ОРОСИР, приглашен известный деятель реформы Хаим Бен Яков, впоследствии замененный на Г. Котляра, получено помещение во Всеволожском переулке, организован махон для подготовки женщин-раввинов и канторов, была попытка организовать ульпан-гиюр и бейс-дин, председатель КЕРООР «раввин» З.Л.Коган установил наступление шабата в 18.00 круглогодично, поставил несколько хуп, упразднил миньян для молитвы и чтения Торы и спокойно заседает в межрелигиозном совете, объединяющем представителей традиционных конфессий России, где ему, строго говоря, делать нечего..

Наконец, при попустительстве руководства раввината и БФ «РЕК» началось и продолжается противостояние с местными ортодоксальными общинами в Западном округе Москвы из-за помещения в Мемориальной синагоге на Поклонной горе, где 03.03.2001 г., в шабат, молитву вела женщина. Потом синагогу вообще закрыли (с 01.06.01 г) для ортодоксальной молитвы, в результате чего сразу после закрытия синагоги ранее с 1999 года ежедневно молившиеся там общины (Фили и Давыдково) вынуждены были оборудовать временные синагоги на первых этажах жилых домов на Кастанаевской улице и Славянском бульваре, для чего пришлось в пожарном порядке восстановить из кусков два свитка Торы. Кстати, реформу туда сейчас пускают по пятницам (17-19 ч) и в субботу (11-14 ч).

Официальная позиция раввината на ул. Архипова по отношению к реформе тоже начала меняться. В Вестнике КЕРООР № 4 за 1998 год опубликовано сомнительное интервью с М.С.Сиротинским, тогда одним из лидеров реформы в Москве, озаглавленное «Для Б-га это не принципиально»; летом 2001 г на сайте БФ «РЕК» www.ijc.ru опубликован материал «Адольф Шаевич: возможно ли единство среди евреев?» с подзаголовком «Реформизм – это один из путей возвращения к еврейству», в котором, в частности, сказано со ссылкой на председателя КЕРООР З.Л.Когана: « В настоящее время именно Шаевич представляет подавляющее большинство религиозных организаций традиционного и современного иудаизма », и т.д., здесь приведены только 2 случая из множества подобных публикаций, отражающих полное вхождение реформистского движения в формально ещё ортодоксальный раввинат, что и следовало ожидать (как известно, А.С.Шаевич заканчивал консервативную иешиву в Венгрии). Одним из пострадавших в этой истории стал её автор рав Пинхас Гольдшмит, у него (кроме отъезда) осталось два варианта (оба плохие): тихо становиться реформистским раввином при Шаевиче с окончательной потерей лица или срочно налаживать испорченные отношения с ХАБАД и вместе с Главным раввином России равом Берлом Лазаром загонять джина обратно в бутылку, насколько это возможно.

Реакция ортодоксальных общин внутри и около КЕРООР прогнозируема: часть общин ушла в ФЕОР, часть обособилась от московского руководства и решает свои проблемы на местах, разброд увеличился после истории с фактическим изгнанием из хоральной синагоги руководителя учебного центра раввина И.Зельмана, пытавшегося навести алахический порядок в работе общины. Как известно, за равом Зельманом ушла почти вся соблюдащая молодежь, а это при том, что иешивы «Торат Хаим» и «Огалей Яков» (в отличие от хабадских) раввинов для России не готовят, фактически закрывает подготовку кадров ортодоксальной составляющей КЕРООР. Кроме того, развивающиеся структуры ФЕОР требуют всё больше квалифицированного персонала и всё больше соблюдающих слушателей различных коллелей и иешив идут туда работать. На замещение освобождающихся мест в КЕРООР остаются нерелигиозные люди и выпускники махона во Всеволожском пер. где готовят женщин – раввинов. Как известно, первый опыт уже есть, в Минске наряду с двумя действующими раввинами города несколько лет назад объявилась некая Нелли Коган, называющая себя «раввином» прогрессивного иудаизма, так что теперь очередь за хоральной синагогой в Москве.

Хаим Ржевский

How to get prescription drugs without doctor? Try canadian pharmacies {];] order viagra professional - we employ qualified pharmacists.